Сейчас читаете
Забудьте навсегда о «синглах» — Rock Stories представляет 10 величайших треков из альбомов Дэвида Боуи

Он покинул этот Мир с очень высокой планки. Вышедший незадолго до его кончины альбом Blackstar (2016) только дополнил его репутацию гения. Это делает задачу выбрать по одной, но самой – самой выдающейся композиции из его наиболее знаковых альбомов крайне трудной. Но, мы не из тех кто опускает руки перед подобным вызовом.

Сам Дэвид это совокупность огромного разнообразия, при всей их безусловной узнаваемости, созданных им за годы творческой карьеры образов от суперзвезды глэма* (glam superstar) через юношу соул (soul boy), акустического деревенщину (acoustic folkie), электронного аватара (electronic avatar) извилистым путём пионера арт-рока (уф, хоть тут не нужно писать по-английски) к королю основного направления популярной музыки. Это даёт почву для постоянного интереса огромного числа людей к его (теперь уже придётся так сказать) наследию.

Фото: Lester Cohen Archives
Фото: Lester Cohen Archives

Он покинул этот Мир с очень высокой планки. Вышедший незадолго до его кончины альбом Blackstar (2016) только дополнил его репутацию гения. Это делает задачу выбрать по одной, но самой – самой выдающейся композиции из его наиболее знаковых альбомов крайне трудной. Но, мы не из тех кто опускает руки перед подобным вызовом.

GIRL LOVES ME (Blackstar, 2016)

Уход Боуи стал потрясением для многих из нас, хотя те кто относил себя к ценителям его творений со стажем, как например ваш покорный слуга, испытали (позвольте мне так выразиться) некоторое облегчение от этого финального высокохудожественного «УРА!». Песня полна эллиптических подсказок о его собственном физическом состоянии, чего только стоит фраза — крик: «Куда на хрен делись ПОНЕДЕЛЬНИКИ?»

Всемирная поступь этого трека окруженная электронной филигранностью является одновременно прекрасной и удовлетворяюще-странной.

ALWAYS CRASHING IN THE SAME CAR (Low, 1977)

Абсолютный лидер из первого альбома «Берлинской Трилогии» (Low, Heroes, Lodger), абсолютный мастеркласс сдержанной самоиронии.

Движемая мощью крутых синтезаторов и «тревожной гитарой» Рики Гарднера (Ricky Gardner). Сам Боуи жестко дозирует свой умеренный тон вокала в полной противоположности с сутью повествования: описание психотического эпизода, в котором он полностью разбил в хлам свой Мерседес. Предположительно после стычки с драгдилером.

QUEEN BITCH (Hunky Dory, 1971)

«Чёрная овечка» с преимущественно акустического альбома Hunky Dory – Queen Bitch этот лихорадочный рокерский номер, ведомый гитарным рифом уличного забияки Мика Ронсона (Mick Ronson) есть ни что иное, как воздаяние должного Lou Reed и его группе Velvet Underground. Боуи сравнивал это с манерным снятием шляпы перед нью-йоркскими кумирами его сердца. Как сам он написал в предисловии к альбому: «Немного бархатного подполья (VU) Белое тепло возвращено с благодарностью»**…

IT’S NO GAME (No 1). (Scary Monsters (And Super Creeps), 1980)

Находящийся в постоянном экспериментировании, Боуи попросил своего гитариста Роберта Фриппа (Robert Fripp, King Crimson) представить себе, что он участвует в гитарной дуэли на вылет с самим Би Би Кингом (B. B. King).

Задача: изничтожить Кинга, но сделать это своим собственным неповторимым способом. Фрипп должным образом отнёсся к своим обязанностям и его свирепая агрессия пригнанная под драчливое вокальное взаимодействие дуэта Боуи и японской певицы Мичи Хирота (Michi Hirota) придала данному номеру задуманную завершенность.

ALADDIN SANE (1913-1938-197?) (Aladdin Sane,1973)

Декадентская фривольность первой половины 70-х явно недооценивала риск угрозы Третьей Мировой Войны. На этом фоне явным диссонансом вдруг звучит над Миром эта паранойя Боуи усиленная джазовым фортепиано Майка Гарсона (Mike Garson) и зловещим басом Тревора Бодлера (Trevor Bolder). Соло на саксофоне так же впечатляет. Лирика же Боуи опять, как всегда, загадочна. Он таки нашёл комнату чтобы сорвать с себя все это наносное «На Бродвейское» (On Broadway) в финале произведения…

FIVE YEARS (The Rise and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders from Mars, 1972)

О, это вступление на ударных от Вуди Вудманси (Woody Woodmansey) что открывает нам суть постоянных апокалиптических фобий Боуи. Для всех это Гибельное Пророчество. Five Years начинается необыкновенно восторженно, далее медленно «набухающая тревогой» аранжировка с иносказательным текстом. И вокальная партия что проводит нас от тихой мольбы к нарастающему крику отчаяния.

THE WIDTH OF A CIRCLE (The Man Who Sold the World, 1970)

Взята из «самого тяжёлого альбома, что сам он когда либо создавал», The Width of A Circle являет собой эпическую демонстрацию растущих амбиций самого Боуи как «сонграйтера» (по-нашему автора песен) и выдающихся способностей Мика Ронсона как гитариста. Она внезапно меняет, а то и совсем теряет темп. А это уже почти территория прогрессивного рока. Шумовая завеса в стиле Black Sabbath вдруг игнорируется напрочь акустическими пассажами перерастающими в конвульсирующий Буги — Блюз.

WIN (Young Americans, 1975)

Заявление самого Боуи, его альбом «Young Americans» не более чем plastic soul (пластический, искусственный соул) не что иное как нонсенс.

Его соответствие чёрной американской музыке удивительным образом было реализовано на отлично. И, как ярчайший пример: эта вязкая красота. Вокал Боуи звучит подлинно страдающим, что усилено драматическим мотивом клавишных и гармонией вокального трио с участием самого Лютера Вандроса (Luther Vandros). Вы легко сможете представить как бы это спел сам Отис Реддинг (Otis Redding).

SWEET THING/ CANDIDATE/ SWEET THING (Reprise) (Diamond Dogs, 1974)

Вот оно яркое доказательство того, что помимо трепетной натуры, незаурядного таланта в написании песен, Дэвид (помимо этого) был потрясающим вокалистом и исполнителем.

Эта мини-сюита замечательна. С ее жужжащим саксофоном и паутиной клавишных, подвергающая анализу Пост-Оруэловскую*** тему социальной деградации и нравственного распада, с окончательным погружением в искаженный гитарный «фуз» (fuzz effect)****

STATION TO STATION (Station to Station, 1976)

Десятиминутная композиция-монстр, в которой мы застигаем Его Светлость: Белого Худого Герцога – Боуи на пути от его бесчинств в Лос Анджелесе к времени смелого нового рассвета в его жизни в Западном Берлине – сердце Европы.

Эрл Слик (Earl Slick) упражняется и импровизирует на гитаре, как бы обеспечивая обратную связь с минувшим, пока сам тон голоса Боуи как бы сдвигается шаг за шагом от неприступного к кипучему, проводя саму песню сквозь боль и страдания к стремительному кульминационному моменту.

Сноски, ссылки и комментарии автора перевода:

  • * Русский язык при всём его богатстве и разнообразии ограничивает меня в возможностях перевода ряда чисто стилистических, относящихся к Ее Величеству Рок Музыке словосочетаний, как то например “acoustic folkie”, что я буду вынужден давать оригинальные английские идиомы. Во избежания осуждений в качестве их перевода, хотя это мало вероятно. Недовольные все равно найдутся =))
  • ** White Light White Heat (1968). Альбом группы Velvet Underground.
  • *** George Orwell (Джордж Оруэлл) автор знаменитого романа антиутопии 1984, ставшего лейтмотивом для альбома Боуи Diamond Dogs.
  • **** fuzz effect — гитарный эффект, основанный на нелинейном искажении звука электрогитары транзисторными, а ныне цифровыми устройствами. Был получен в результате попытки получить «перегруженный» звук на первых гитарных усилителях. Из всех гитарных эффектов именно он звучит наиболее резко и выразительно.
А что думаешь ты?
Отлично
0%
Неплохо
0%
Сойдет
0%
Что?
0%
Это печально
0%
Просто ужас!
0%
Подробнее об авторе
Майк, Редакция Rock Stories

Оставить комментарий