Семидесятые — удивительное время, ещё нет никаких жестких правил и рамок. Именно дух свободы, свойственный предыдущему десятилетию, дал жизнь целому жанру.
Вновь пришедшие таланты, взяв за основу тяжёлые и жестко заточенные финальные аккорды «Эры Цветов и Любви», оставленные в наследство щедростью Cream и The Who, именно они хитроумным способом превратили это все в нечто большее, новое, ранее никем не слыханное.
Ещё никто не называл это «металлом». На слуху были понятия тяжелый или жесткий рок, сочетавший в себе психологию байкера замешанную на блюзе и психоделике. Фанаты привлекаемые громким гитарным звуком и имиджем исполнителей, чей образ «мачо» был далек от доминировавших тогда на массовой сцене стилей поп, диско и фанк.
Если быть откровенным, то самого стиля как такового тогда ещё не существовало. Это было время пионеров-первопроходцев, рьяных проповедников новой религии, наивных и невинных. Время зарождения гигантов. Вглядимся в лица тех, чьи имена теперь уже высечены в граните скрижалей времён.
Black Sabbath (Black Sabbath, 1970)
Альбом, который не только породил направление. Это квинтэссенция жанра. Заглавный трек это суть всего о чем звонит этот металлический колокол. Это фундаментальная основа.
Угрожающий и одновременно задумчивый. Таинственный и эпический. Каждая песня в альбоме есть истинное отражение тяжёлого металла с его силой яростного искажения блюзовых аккордов пропущенных через фильтр сознания британского рабочего класса. Даже современные технологии вряд ли могут что-то добавить не подверженным тлену гениальным вещам таким как The Wizard или NIB. Его гениальность в его простоте. Потрясающий пример того, как можно многого добиться при абсолютном дефиците ресурсов. Секрет в инновационности звучания.
Machine Head (Deep Purple, 1972)
Да, именно здесь вы услышите Highway Star и Space Trucking, и в Smoke On The Water вы услышите возможно самый совершенный гитарный риф.
Это лучшие времена классического состава MK II доказывающего, что в металле можно сочетать незабываемую атмосферу, виртуозное музыкальное сопровождение и сдавленный бархат вокала. Это хищная смесь виртуозной игры и мощи одной из самых выдающихся групп последних тридцати лет находящейся на пике своей формы.
Alive! (KISS, 1975)
Они стали культурным феноменом после выпуска этого двойного живого альбома. Это был последний шанс для группы и он сработал. Удивительно, но факт: живая мощная подача самых мощных песен с предыдущих трёх студийных альбомов, не находивших пути к массовому слушателю.
Альбом звучит крайне компульсивно. И не стоит удивляться тому, что потом не одно поколение малолеток вертелось перед зеркалами намазав лица маминой косметикой, холерично выпевая Rock And Roll All Nite или Strutter. И сколько из них потом получили свою долю известности?
Ted Nugent (Ted Nugent, 1975)
«Если он кажется вам слишком громким, значит вы слишком старый» — именно так заявлял Нагги сокрушая ваши барабанные перепонки своим дебютом. Это нечто большее чем жизнь в ожидании чуда. Тед без тени сомнений отбросил в сторону всяческую утончённость и орал громче любого музыканта планеты.
Альбом таки источает классические моменты: от Stranglehold до Stormtrooping. Ну и конечно же Motor City Madhouse. Пленных тут не брали. И Тед тому подтверждением.
Sad Wings Of Destiny (Judas Priest, 1976)
Именно с этим альбомом они обрели свою самость, став одним из краеугольных камней жанра. Сдвоенные гитары Глена Типтонна и К. К. Даунинга словно бочки с нефтью в которых вокал Роба Халфорда то парит то пылает.
От таких песен как Victim Of Changes, The Ripper, Dreamer Receiver, Genocide или Tyrant до сих пор выступает испарина на спине. Да он возможно не стал эпохальным для группы, но стал прообразом и шаблоном для последующих успешных проектов.
2112 (RUSH, 1976)
Концептуальное произведение основанное на произведениях малоизвестного автора по имени Айн Рэнд, созданное тремя канадскими музыкантами один из которых, барабанщик Нил Пирт носил дурацкие усы. Но! Апп (и тигры у ног моих сели)** ловите гениальный образец прог-металла.
Нельзя утверждать, что этот альбом вывел RUSH к массовому слушателю, но анализ последующих великолепных работ показывает что именно в этом альбоме они обрели себя и встали на верный путь.
Rising (Rainbow, 1976)
Мистические женщины, радуга и ведьмы. Но именно этот альбом твёрдо поставил группу экс-гитариста Deep Purple на карту мира. Прекрасное сочетание его гитары с вокалом Ронни Джеймса Дио, и мы снова обретаем дом в милом сердцу средневековье среди королей и капусты.
Если Stargazer берет вас штурмом, то последующие Tarot Woman, Starstuck и Run With The Wolfes это просто нереальный полет фантазии. И это нас цепляет до сих пор.
Van Halen (Van Halen, 1978)
В конце десятилетия металлический рок был в нужде и нуждался в руке помощи и этой самой рукой провидения стали Van Halen. (К слову, мы подробно описали это их дебютный альбом дважды, разобрав его по косточкам, а так же в большой работе по обзору всех альбомов группы).
Эдди вернул гитаристу образ героя с его техникой игры двумя руками на грифе, то что мы сейчас называем тэппингом, вызвав к жизни целую армию последователей.
Фронтмэн Дэвид Ли Рот с незабываемым чувством юмора и потрясающими качествами шоумена. Каждый трек на этом альбоме можно с уверенностью назвать шедевром.
KISS могли сколько угодно самопровозглашать себя «самой горячей рок группой планеты», но именно эти парни на самом были самыми крутыми на Земле в то время.
Lovedrive (Scorpions, 1979)
Он встряхнет вас и вернёт снова к жизни. Самая Великая тяжелая группа из Германии обрела свою нишу на англоязычном рынке с этим примечательным альбомом. Another Peace Of Meat, Loving You Sunday Morning, Can’t Get Enough от них до сих пор так и прет тестостероном тевтонского образца.
Возможно, своими последующими работами они снискали себе разные клейма как то: «мастера лирики мягкого порно» и «стальной кулак обёрнутый в бекон», но этим они обязаны своим последующим произведениям, таким как Holiday или Coast To Coast.
Да, они воплотили в себе все клише металлического рока, став первыми европейскими суперзвездами металлического рока. И мы, черт нас побери, за это их и любим.
Overkill (Motörhead, 1979)
Ох уж эти ассиметричный двоюродные братья Hawkwind, но они мощнее, грязнее, противнее чем бывшие работодатели Лемми, и в них гораздо больше кристально чистого рок’н’ролла. Overkill убедил даже самых последних скептиков среди фанатов металла в избранности этого трио.
Никакого манерничанья, они выводили рукоятки громкости до максимума и потрошили вас до конца. Лемми, Быстрый Эдди Кларк и Грязное Животное Тэйлор это святая троица металлического иконостаса. No Class, Damage Case, Metropolis и конечно же культовый бессмертный и нетленный заглавный трек.
Абсолютное совершенство жанра как такового.
** хохма от переводчика и М. Боярского.
*** примечание редактора.