In Through The Out Door: последние дни Led Zeppelin
Как было бы круто сказать, что их финальная работа — это прощальный яркий голубой огонь фейерверка. Но к моему великому сожалению уходу Led Zeppelin больше соответствует образ спички, догорающей в пепельнице.
И вправду, временами ничто лучше не сработает, чем старое доброе клише. И в данном случае оно подойдёт как нельзя лучше, ибо с их восьмым и, как оказалось, с последним студийным альбомом In Through The Out Door, уход Led Zeppelin скорее сопровождался звуками похожими на стон и хныканье, нежели напоминал грохот от подрыва самодельного взрывного устройства при условиях невозможности сдачи в плен.
И впрямь, с «Out Door», они не развалились в грохоте взрыва и языках пламени подобно аэростату «Гинденбург». Этот небесный «Титаник», созданный господами Пейджем, Плантом, Джонсом и Бонэмом просто тихо истёк воздухом… Пшшшш….
Если вспомнить и глянуть незамутненным взглядом на тот август 1979, когда этот альбом был издан, музыкальный климат был абсолютно непригодным для их дальнейшего существования: посудите сами — Мир большой музыки, той что начиналась там, где заканчивался LZ был полон диско, панком и новой волной. Наступление групп Spandau Ballet, Visage, Gary Numan, Duran Duran и всего этого движения электронной музыки больше напоминало нападение из-за угла.
Безусловно, альбом стал первым в чартах по оба берега Атлантики. Да летом 1979 они вовсю насладились волной «народной любви» на фестивале в Кнебворте. Да они были «неприкасаемы» для критики.
Но Мир вокруг менялся. А члены «братства кольца», неслись вперёд к обрыву, накрепко привязанные к неуправляемым демоническим скакунам. И в воздухе совсем не стало магии. Феи, гоблины и гремлины более не наблюдались, куда ни глянь. И как бы их ни воспринимали, в реальности они более не Являлись Королями Мира.
А в Рок кругах Джимми Пейдж и Роберт Плант были заменены Рок героем Новой Породы: Эдди Ван Хален. И то, что тот герой вытворял со своей гитарой никто в Мире досель не видывал и не слыхал, да и вряд ли мог повторить. К тому же его звездно-прыгучий и вечно соперничающий партнёр Дэвид Ли Рот вытащил «Златокудро-божественный шаблон», созданный Робертом Плантом на принципиально новый уровень.
И к сожалению, на этом все беды Led Zeppelin не заканчивались. Зависимость Джимми Пейджа от героина начала принимать проблемный и дестабилизирующий характер. А Джон Бонэм в те редкие моменты, когда он не «гонял драконов» на пару с Джимми, гонял за очередной бутылкой водки…
Роберт Плант ещё не отошёл от трагического события, выбившего его из колеи жизни два года назад, в 1977, когда его пятилетний сын Карак умер от воздушно-капельной инфекции. Плант искал утешения в бутыли тёмного эля. Лишь Джон Пол Джонс стоически держал всю эту ораву (иначе не скажешь) вместе и на плаву.
Группа после триумфального начала 1977 в июле была осрамлена жуткой ссорой в Окленде (Калифорния), когда пришлось привлекать службы безопасности для разделения враждующих сторон. Последовавшего за этим губительного перерыва в отношениях, вдруг, внезапно собралась в Декабре 1978 года в Лондоне, где они провели короткую и весьма продуктивную встречу, давшую позитивный прорыв в их отношениях.
После этого они тут же приступили к работе над тем, что позднее станет «Out Door» в весьма неожиданном для всех месте: в Стокгольме.
Студия Polar — резиденция группы АВВА, полной всяческих электронных штучек. Группа приступила к работе с «творческим зудом» попробовать их все. Неустойчивость пред соблазном крутить всякие малознакомые, но доступные ручки приборов в итоге и привела к «провалу» значимой части альбома.
Летом Швеция 24 часа нежится на солнце, за что расплачивается длительными, безрадостными и блеклыми зимами. В итоге у ребят не получилось решить вопрос создания альбома быстрым огневым кавалерийским наскоком. Все превратилось в ежедневную рутину работы с 9 до 18 каждый день рабочей недели с понедельника по пятницу. C полетом на родину в Британию на выходные. Правда они справились за три рабочие недели, так, что к Рождеству все было готово.
In Through the Out Door это скорее альбом Планта/ Джонса, нежели Пейджа/ Бонэма. И в этом, по большому счету, вся загвоздка. В нем непорядок меньше Чёрной Гитарной Магии, нежели в других работах группы. Пейдж явно не звучит заинтересованным игроком. Его вклад в альбом половинчатый, а не со стопроцентная отдача. В силу явного доминирования клавишных, он даже не утруждает себя работой над ритмическим гитарным рисунком на большинстве треков.
Джон Пол Джонс полностью ощущал на себе всю ответственность за спасение данного проекта. Вы можете сколько угодно восхищаться его мужеством и ответственностью. Но признайтесь себе, что ваше прохладное отношение к альбому во многом «обязано» его упрощенному подходу к игре на клавишах синтезатора.
Эта проблема не «вылезает так явно» на оригинальном виниле. С его «толстым» типичным для всех альбомов LZ звуком. Но, стоит вам поставить компакт диск, а особенно ремастеринг 2015 года сделанный Джимми Пейджем, как «вклад Джонса» так и лезет на первый план. Это особенно слышно на десятиминутной Carouselambra, где Джон Пол Джонс как ярмарочный торговец со своими всепроникающими тонами органа. И неважно сколько раз Роберт будет пытаться вставлять своё фирменное «Ах — а-а-а-а — А» в стиле Achilles Last Stand. А рассеянное гитарное соло Пейджа в конце звучит, словно драка котов.
Оглядываясь ретроспективно назад, нужно признать: альбому явно не хватает треков. Всего семь. Это при общей продолжительности звучания в 42 минуты 37 секунд, что по времени вполне достаточно для одинарного полноценного альбома.
Альбом начинается весьма неплохо:
1. In The Evening. С ее атмосферой Марокканского базара (что весьма типично для Цепов (лучше сказать для Планта). Вначале она неплохо цепляет: O- Oh I Need Your Love…, но в целом звучит неряшливо и рассеянно. А этот непонятный момент: когда все внезапно рушится на полпути, именно в тот самый момент, когда ты хочешь чтобы оно все продолжалось вечно.
… все заканчивается и внезапно исчезает…
2. South Bound Saurez. Создаёт ощущение притона honky tonk. Пейдж нашёл пару свежих нот. Бонэм звучит как обычно, подобно громовержцу, но только вначале. Потом это сменяется этаким «хитрым шаффлом». Плант звучит привычно, хотя местами несколько грубовато и заострённо, чем этого можно было бы ожидать. Он постепенно уходит от своего фирменного пронзительного вопля. Здесь мы явно слышим начало формирования его новой манеры петь, то что мы во всей полноте услышим на ранних сольных работах 80-х. Как например, на его сольном альбоме 1982 года Pictures at Eleven.
3. Fool in the Rain (в Штатах был издан как сингл) создаёт Карибскую атмосферу. Изначально напоминает D’yer Mak’yer (трек из пятого альбома группы Houses of The Holy, прим. Переводчика) сыгранную задом наперёд. В какой-то момент гитара и клавишные звучат в удивительной связке — создавая краеугольный камень рифа характерного скорее для прогрессива. Звучит ЧАРУЮЩЕ. Но, скажите мне честно, можно ли использовать это слово относительно Led Zeppelin. То-то и оно. Пожалуй, что нет. А этот внезапно- высокий посвист после трёх минут звучания и последующий головокружительный ритм сальсы? Плантовский рефрен: «Свет Любви, что я обрёл…» и вроде снова «все дома» и мозги на месте, но…чуть больше ужесточения, жёсткости и все было бы совсем хорошо.
4. Hot Dog. Просто вещь «на выброс», одноразовая. Пэйдж вышел отлить. А не играть собрался. Его игра здесь неосторожна и «лоскутна». Он пропускает ноты и не парится. Плант звучит как Шэйкин Стивенс. А Джонс добавляет звонкое фортепьяно. Песня посвящена Одри Гамильтон, группи из Техаса. Это и объясняет ее упрощённость и доморощенность, обутую в ковбойские сапоги.
Нашим Молодым читателям поясню — «группи» — девушка или лицо женского пола, сопровождающая группу в тщетной надежде на особое внимание музыкантов. Это явление присуще исключительно прогнившей насквозь западной культуре (примечание переводчика). В нашей стране победившего Любэ, Лепса и Стаса Михайлова данный вид девушек нещадно истреблен…
5. Carouselambra (упомянутая выше) это затянутый джэм. Эпический, обильно приправленный клавишными. Но, слабоструктурированный. Ты все ждёшь и ждёшь, когда оно выльется во что-либо массивное и величественное. Но, этого никогда не случится. Как в случае с Граффити. Ты все ждёшь, когда же случится Оргазм? Ан нет, мы благовоспитанно возвращаемся на исходные позиции «пионерского расстояния» (дополнение переводчика).
6. All My Love — звучит очень красиво. Пэйдж знаково не упоминается в авторских «кредитах». Плант полностью посвящает своему больному сыну эту хвалебную песнь, сам будучи погружённым в воспоминания. Но, вам будет трудно удержаться от хихикания над тем, как Бонзо пытается ее «утяжелить» и с его полумерами — это выглядит тщетным. Пэйдж играет весьма номинальную роль, но к его достоинству стоит отнести, что он не причиняет этой песне ущерба. Плант в наилучшей своей форме. Он шепчет свои заряженные эмоцией слова: «Вся моя Любовь… Тебе… Сейчас…»
7. I’m Gonna Crawl — обильный псевдоблюзовый номер, завершающий альбом. Пэйдж, что очнулся с опозданием, практически к концу альбома, даёт гитарную игру колющую и вытягивающую кровь.
Оригинальная версия альбома Led Zeppelin «In Through The Out Door» вышла в шести разных вариантах обложек. Каждая обложка являла собой одну и ту же сцену в баре, снятую с шести разных точек: мужчина в белом костюме и шляпе сидит за стойкой бара и сжигает листок бумаги. Пожалуй, эта работа не есть самое лучшее из того, что делала Hypnosis, с этим явным и откровенным реквизитом, старательно перевёрнутыми стульями и планово разбитыми пивными кружками. Данная работа выглядит чересчур грубой, жесткой и постановочной. Тем не менее в наши дни это почти культовое оформление. Икона. Ну почти как обложка предыдущего альбома группы Presence 1976 года с его мистическим чёрным обелиском. Альбом упаковывался в гладкую бумагу коричневого цвета. Таким образом покупатель не знал: какой из шести вариантов оформления ему попадёт в руки. Черно-белый рисунок пепельницы с окурками на вкладке обретал цвет, если на него побрызгать водой, словно детская книжка-раскраска.
Три песни, записанные в Стокгольме в период сессии «Out Door», а именно Ozone Baby, Darlene and Wearing & Tearing, в сам альбом не вошли, и были изданы в конце 1982 года на их финальном альбоме, составленном из не изданных и не вошедших в ранее издававшиеся релизы треков «CODA».
Все эти песни показывают состояние Группы на тот момент. То, что в них ещё живо: сверхскоростная, высоко-октановая команда готовая к постоянным тренировкам. И их можно рассматривать в качестве достойного и подвижного ответного Рок-удара панк-движению, который бы только выиграл от этого дополнения.
Теперь, когда мы знаем, чем закончилась история Led Zeppelin, мы можем с уверенностью констатировать: тема выхода была более чем уместна…