Всего 17 минут Queen находились на сцене на стадионе Уэмбли в июле 1985 года, но этого оказалось достаточно, чтобы войти в историю рока и навсегда изменить группу. Несмотря на то, что Queen в это время были на волне успеха благодаря своему платиновому 11-му альбому The Works 1984 года, фронтмен Фредди Меркьюри в середине 80-х годов заскучал и занялся поисками чего-то нового.
«Для нас всё стало очень обыденно», — говорил Меркьюри. «Я хотел оставить позади всё, что мы делали в последние 10 лет. Сплошная рутина. Всё шло по наезженной колее: прийти в студию, сделать альбом, выйти на улицу, объехать весь мир и наделать шуму, потом вернуться и обнаружить, что пришло время делать новый альбом. Настала пора поступить так, как делают художники… рисуют, потом отходят от картины и смотрят, как она выглядит в перспективе. Вот что нам было нужно. Постоять в стороне друг от друга, иначе невозможно было выбраться из этой рутины и понять, что мы движемся вниз».
Live Aid оказался как нельзя кстати. Выступление на благотворительном концерте, организованным Бобом Гелдофом и Миджем Уре в помощь голодающим в Эфиопии, который они назвали «днём музыки, изменившим мир», собрал несколько самых больших звезд рок-музыки на двух сценах — в Лондоне и в Филадельфии. В течение одного дня, наполненного незабываемыми выступлениями — но, согласитесь, Queen практически украли это шоу.
Начав с сокращённой версии мега-хита 1975 года Bohemian Rhapsody, Queen продолжали продираться сквозь смесь своих любимых хитов: Radio Ga Ga уступила место Hammer To Fall, после чего Crazy Little Thing Called Love, We Will Rock You и зажигательная We Are The Champions закрывала программу. Но всё это было до того, как Меркьюри и гитарист Брайан Мэй затмили всех, сделав грандиозное финальное шоу со своей акустической версией Is This The World We Created? — момент, о котором Меркьюри позже сказал: «Выглядело так, как будто мы написали Is This The World We Created? для этого фестиваля, но мы этого не делали, хотя эта песня, похоже, полностью вписалась в его формат».
Это выступление помогло им превратиться в удивительно манерную, безупречную и универсальную рок-группу и сделать самое значительное британское живое шоу 80-х. То, что их выступление на Live Aid положило начало и конец новейшему байопику Bohemian Rhapsody, ещё раз иллюстрирует поворотный момент, когда все участники группы чувствуют, что играя, определяют свою карьеру.
По общему мнению, возрождение началось с видеороликов для синглов альбома The Works — Radio Ga-Ga и I Want To Break Free. Но на самом деле это случилось на выступлении Live Aid, где Queen была единственной группой, достаточно умной, чтобы сыграть свои хиты в миниатюре, те, которые надолго сделали её востребованной — даже несмотря на то, что они не появились в сингле, выпущенном Band Aid, и вызвали гнев Стива Ван Зандта после того, как были сыграны в отеле Sun City в Южной Африке во времена апартеида.
«Мне бы очень хотелось участвовать в записи, сделанной Band Aid, но я услышал о ней только когда был в Германии», — сказал Меркьюри позже. «Не знаю, стали ли бы они меня записывать, потому что я постарел. Я просто отработанный старик, который встает каждое утро, чешет затылок и задаётся вопросом, что бы он хотел трахнуть».
Ещё перед началом Live Aid мотивы Фредди для участия в шоу были понятны: «Я это делаю не из-за чувства вины. Как бы я ни старался, бедность никуда не исчезнет. Это то, что будет всегда, давайте будем смотреть правде в глаза. Всё, чем мы можем помочь — это сделать что-то волшебное. Я делаю это из гордости, гордости за то, что меня пригласили, и ещё за то, что я действительно могу что-то сделать. И потому что чувствую — то, что я делал на протяжении многих лет, окупилось, раз меня на самом деле попросили меня сделать что-то, чем можно гордиться. Я действительно знаком со всякими шишками и могу сделать что-то стоящее. Спеть что-то, что является неотъемлемой частью происходящего, и эта песня [We Are The Champions], кажется, передаёт это так или иначе, даже если мы не думаем об этом. Это и есть волшебство, и я думаю, что оно, возможно, заставит прослезиться, если я правильно спою».
Легенда гласит, что приглашая Queen на Live Aid, Боб Гелдоф сказал: «Передайте этому старому педику, что это будет нечто особенное…». Фредди, конечно, не смог отказаться.
Я думаю, что Боб Гелдоф сделал замечательную вещь, потому что он запустил нужный процесс. Я уверен, что в нас были предпосылки, чтобы сделать прорыв, но для того, чтобы на самом деле двигаться вперёд, нужен был кто-то вроде него. И это приглашение сработало, как движущая сила, которая заставила нас всех собраться вместе.
Мы хотим для начала спеть отрывки из Bohemian Rhapsody [но], мы не станем использовать свой новый материал или что-то в этом роде, мы сыграем песни, с которыми люди нас идентифицируют, и сделаем это счастливым событием. Это не реклама, это песни, слушая которые вы просто сидите и размышляете, что вы можете сделать».
Именно Гелдоф лучше всех охарактеризовал атмосферу фестиваля и роль, которую сыграла Queen. «Queen была лучшей группой этого дня», — вспоминал он. «Они показали всё лучшее, звучали лучше всех, использовали своё время в полной мере. Они точно поняли идею фестиваля, поняли, что это был глобальный музыкальный автомат. Они просто пришли и выдали один хит за другим. Это была идеальная обстановка для Фредди: выступать перед всем миром. И он мог поважничать на сцене под We Are The Champions. Что может быть лучше?»
Давний любовник Фредди, Джим Хаттон, никогда не был на концертах до Live Aid. В своих мемуарах «Фредди и я» он описал последствия победного выступления Queen в тот исторический день на стадионе Уэмбли: «Он спустился со сцены и быстро направился к своему трейлеру, а я заковылял следом, как щенок. Его первые слова были: «Слава Богу, что все закончилось!» Джо сорвал с него мокрую одежду и надел сухую. Адреналин все ещё переполнял его, Фредди залпом проглотил большой бокал водки, чтобы успокоиться. После этого его лицо просияло. Когда мы вышли из трейлера, встретили ухмыляющегося Элтона Джона. «Вы ублюдки…» сказал он Фредди.
В тот день Меркьюри был настолько хорош, что Королевская почта поместила его изображение на памятную марку. Позади него дизайнер марки Питер Блейк вставил едва заметное изображение Роджера Тейлора, который, учитывая экзотическое происхождение Фредди, стал первым англичанином, когда-либо изображенным на британской почтовой марке при жизни.
После Live Aid. Queen выступали на стадионах по всему миру. Устав от многолетней рутины, они наслаждались бабьим летом своей карьеры, укрепившись в статусе одной из величайших рок-групп.