«Я невероятно горжусь этой песней. Ощущение того, что ты владеешь чем-то мощным, это то, к чему я никогда не смогу привыкнуть», — сказал Эрик Клэптон о Layla в 1988 году. «Она по-прежнему ошеломляет меня, когда я её играю».
Одна из самых узнаваемых рок-песен, Layla начинается с риффа из семи нот, полного чудесного ожидания, сопровождаемого интенсивным, опьяняющим криком безответной любви: «Что вы будете делать, когда наступит одиночество?»
Это было послание к Патти Харрисон, жене Джорджа. Клэптон пытался увести её от мужа, с которым они были хорошими приятелями. Когда песня появилась в 1970 году в альбоме Layla And Other Assorted Love Songs группы Derek And The Dominos, широкая публика об этом не знала, но для всех заинтересованных сторон это было очевидно.
На создание Layla Клэптона вдохновила книга, которую он тогда читал: «Рассказ о Лейле и Маджнуне». Это была сказка об арабской принцессе 12-го века, которую отец выдал замуж, а тот, кого она любила по-настоящему, сошёл с ума от отчаяния.
Большинство песен, которые Клэптон написал для альбома Layla, были сочинены вместе с Бобби Уитлоком, американским клавишником, недавно покинувшим Delaney & Bonnie, группу, с которой Клэптон дружил и ездил на гастроли. Но успех Layla приписывают не только Клэптону, но и барабанщику Dominos Джиму Гордону, который придумал длинную фортепианную заключительную часть.
Уитлок помнит, что у Клэптона уже была Layla, когда они начали писать вместе: «Он сам написал эту песню дома».
В ней тоже был вступительный рифф, взятый из альбома Альберта Кинга As The Years Go Passing By, но эта песня была намного медленнее, чем её окончательный вариант. «Эрик взял с собой песню в Майами. Перед этим мы её прогнали», — говорит Уитлок. «Эрик играл эту свою фишку из семи нот на всех сеансах записи. А потом Дуэйн всё перемешал».
Дуэйна Аллмана, гитариста из Allman Brothers, с Клэптоном познакомил продюсер Том Дауд вскоре после того, как начались сеансы записи альбома Layla в Criteria Studios в Майами. По словам Дауда, запись шла вяло, пока он не взял Клэптона на концерт Allman Brothers. После этого Клэптон пригласил группу в студию, откуда они не выходили следующие 18 часов. В течение нескольких дней Дуэйн Аллман участвовал в записи альбома, и атмосфера преобразилась, потому что он и Клэптон взяли друг от друга самое лучшее.
Layla была записана на последних сеансах записи альбома, и Уитлок говорит, что песни в альбоме в основном записывались в том порядке, в котором вы их слышите сейчас. «Мы ничего не планировали, не говорили: „Сначала мы запишем это, а потом это, а Layla оставим на потом“, — объясняет он. „Это получилось само собой“». Тем не менее, тот факт, что Layla дала название всей записи и является кульминацией двойного альбома, говорит о том, что Клэптон считал её особенной песней даже до того, как Аллман добавил свой гениальный приём.
Заслуга Аллмана в том, что он изменил динамику песни, ускорив вступительный рифф. Некоторые даже утверждают, что именно Аллман вставил этот вступительный рифф в песню, но Уитлок с этим не согласен. «[Он] уже был там», — утверждает он. Но это был не просто рифф. Том Дауд вспоминал, что в треке было шесть гитарных партий. «Там есть партия Эрика на ритм-гитаре, три трека Эрика, гармонирующих с ней, и главный рифф, один из тех, которые Дуэйн играет, прекрасно преодолевая все сложности, и ещё одна заключительная партия, где Дуэн и Эрик играют на диссонансных аккордах», — говорил он.
«Должно быть, телепатия всё-таки существует, потому что до тех пор я никогда не видел такого спонтанного вдохновения, возникающего так быстро и на таком уровне. Один из них играл что-то, а другой моментально подхватывал. Ни один из них не говорил: „Сыграй это ещё раз, пожалуйста“. Они работали вместе, как рука и перчатка».
Уитлок оценивает игру Аллмана с Derek And The Dominos более сдержанно. Он ставит ему в заслугу некоторые удачные моменты: «Величие вступительных аккордов в Little Wing — это, безусловно, заслуга Дуэйна», но у него есть сомнения относительно других его достижений. «Layla была бы такой же великой и без Дуэйна», — говорит он. «Во многих отношениях она была бы лучше. Обе партии с глиссандо, которые он вставил в заключительную часть, были диссонансом. Если бы их играл Эрик, они звучали бы иначе».
Подобные высказывания члены фан-клуба Аллмана воспринимают как ересь, но существуют записи невыпущенного варианта Layla , который был отклонён из-за «проблем звучания».
Заключительная фортепианная партия Джима Гордона, добавленная через три недели после записи песни, раздражает Уитлока ещё больше. «Она нарушает целостность,» — вздыхает он. «Она не имеет никакого отношения к остальной части песни. Она звучит просто как хаос. Это похоже на Guitar Wars — у вас есть три или четыре гитары, и все играют сами по себе». Уитлок также утверждает, что Гордон украл фортепьянную партию у Риты Кулидж, его тогдашней подружки. Эта партия, безусловно, звучит как созданная Кулиджем Time, выпущенная группой Booker T. и сестрой Риты Присциллой в 1973 году.
Заключительная фортепианная партия не вошла в версию Layla, выпущенную как сингл в США в 1971 году и ставшую там номером 51. Когда полная семиминутная версия вышла в следующем году, она стала номером 7 в Великобритании и номером 10 в США. К тому времени в Derek And The Dominos произошёл раскол из-за паранойи, возникшей на почве наркомании, а Клэптон полностью погрузился в героиновую зависимость.
Фактически запись альбома характеризовалась заметным снижением потребления наркотиков. «У нас не было ничего», — говорит Уитлок. «Ни грамма не было — скажем так».
В то время как Layla традиционно была кульминационным моментом на концертах Клэптона, Derek And The Dominos играли её в прямом эфире всего пару раз, когда Аллман присоединялся к группе. Уитлок говорит, что это просто совпадение. А может быть, и нет.