Сейчас читаете
AC/DC – Back In Black: история самого продаваемого рок-альбома всех времён

Это была запись, которая воскресила группу после траура. От трагедии до триумфа – такова история AC/DC.
Overview
Группа:

AC/DC

Альбом:

Back in Black

Год:

25 July 1980

Продюссер:

Robert John "Mutt" Lange

Лейбл:

Albert, Atlantic

Highest UK chart:

1

Highest US chart:

4

Back In Black — это сразу несколько вещей. Это и самый продаваемый рок-альбом всех времён (более 50 миллионов копий) и, для многих, величайшая хард-рок запись, сделанная когда-либо. Это альбом, превративший AC/DC в суперзвёзд, и он до сих пор — вот уже 40 лет — вдохновляет другие рок-группы, от Def Leppard до Metallica, от Guns N’ Roses до The Darkness.

Самое примечательное — это то, что Back In Black представляет из себя на человеческом уровне, ведь ошеломительный успех AC/DC последовал за самой чёрной для них полосой: смертью их вокалиста Бона Скотта (Bon Scott).

Большинство групп распалось бы после такой потери. Но с Back In Black — «нашей данью Бону», как выразился лидер-гитарист Ангус Янг (Angus Young) — AC/DC осуществили самый великий камбек в истории рока. По словам Слэша (Slash), это «одна из самых масштабных историй о Золушке в рок-н-ролле».

В январе 1980-го, когда Ангус и его старший брат Малькольм (Malcolm), ритм-гитарист группы, впервые начали работать над альбомом с Боном Скоттом в Лондоне, они уже знали, что их ждёт нечто грандиозное.

За те семь лет, которые минули с тех пор, как AC/DC сформировались в Сиднее в Австралии — с Ангусом, выступающим на сцене в старой школьной форме, Ангусом, совершенно не выглядящим, как виртуозный гитарист, — они приобрели международную популярность благодаря неустанным гастролям и серии блестящих альбомов, включающих Dirty Deeds Done Dirt Cheap, Let There Be Rock и Powerage (фаворит Кита Ричардса (Keith Richards)).

Но самый крупный их прорыв с миллионными продажами был альбом Highway To Hell, выпущенный в 1979 году. И в новых песнях, для которых они записывали демо в Лондоне (с Боном на барабанах, как в молодости, в своих первых группах в Австралии) был такой потенциал, что Бон сказал своей матери Изе (Isa) по телефону: «Этот альбом будет ещё лучше!»

И всего через несколько дней после этого звонка — 19 февраля 1980 года — Бон Скотт был найден мёртвым в Лондоне в районе Ист-Далвич. Вечером накануне он выпивал с друзьями. Согласно необоснованным слухам, он мог также употреблять героин. Официальное заключение со слов коронера: «Смерть в результате несчастного случая». Ему было всего лишь 33 года.

От лица группы высказался Ангус: «Ты чувствуешь себя бессмертным, пока не происходит нечто подобное».

Но на похоронах Бона в его родном городе Фримантл в Западной Австралии, его отец Чик (Chick) убедил Малькольма и Ангуса не распускать группу. И 1 апреля бывший участник глэм-рок группы Geordie Брайан Джонсон (Brian Johnson) в возрасте 32-х лет был объявлен новым солистом AC/DC.

Брайану Джонсону необходимо было упорно работать, чтобы поддерживать уровень, который был взят до него. У Бона было всё: и мощный голос, и остроумная лирика, и мужественный образ на сцене, который был самим воплощением крутого рок-н-ролла. Как сказал барабанщик Фил Радд (Phil Rudd): «Бон был похож на какого-то персонажа». Кроме того, для Малькольма Янга он был талисманом. «Он собрал нас всех вместе, — говорил Малькольм. — У него была способность привлекать к себе людей. Бон оказал самое большее влияние на группу».

Но в Брайане Джонсоне они нашли верного человека, и как оказалось, даже Бон был его фанатом. Ещё в начале 70-х старая группа Бона Fraternity открывала британский тур Geordie и стала свидетелем того, что позже Бон в разговоре с Ангусом описал как лучшее воплощение Литл Ричарда (Little Richard), которое он когда-либо видел. Вокалист, катающийся по сцене и кричащий, как сумасшедший, впечатлил его.

Как сказал Ангус о том разговоре: «Это была редкость, чтобы Бон так приходил от чего-то в восторг». Но чего Бон не знал, так это того, что Брайан Джонсон кричал от боли в тот вечер и впоследствии был доставлен в больницу с аппендицитом.

Студия Compass Point

После того, как Брайан стал частью группы во время репетиций в Лондоне, AC/DC отправились на тропический остров Нассау на Багамах, чтобы записать Back In Black в студии Compass Point с продюсером Робертом Джоном «Матт» Лангом (Robert John ‘Mutt’ Lange), который до этого работал над Highway To Hell и позже спродюсировал альбомы с многомиллионными продажами для Def Leppard, Foreigner, Bryan Adams, Shania Twain и других.

Всего за пять недель у AC/DC был готов целый альбом, и Back In Black была первая записанная песня, заглавие альбома, песня, которая задала тон для всех остальных. Она также была одной из тех, что продемонстрировали с Боном в Лондоне с фанк и «Stop-Start» риффами и лирикой, которая была одновременно заявлением о непобедимости и приветствием Бона.

По словам Брайана, «Вся суть альбома — это чествование жизни Бона». Впрочем, были времена, когда и Брайану приходилось тяжко. Например, в тот период, когда группа работала над Hells Bells, мощным треком, который решили сделать первым в альбоме.

Рифф, названный Малкольмом «зловещим», а Ангусом «мистическим», требовал такого же мощного вступления, но Брайан никак не мог подобрать нужные слова, пока Матт Ланг не сказал кое-что, отчего в голове Брайана наконец-то не перемкнуло.

Над островом разразилась буря. «Раскаты грома», — заметил Матт. И Брайан тут же подхватил эту фразу и побежал: «Я — раскаты грома, проливной дождь, я прихожу, как ураган!»

Иногда Брайан чувствовал, что Бон как будто бы присматривает за ним. «Я волновался, — вспоминал он. — Вроде как, кто я такой, чтобы идти по следам великого поэта? Бон ведь действительно был своего рода поэт. Но кое-что случилось со мной — кое-что очень хорошее». У Ангуса тоже был подобный опыт: «Мы до сих пор думаем, что Бон здесь», — говорил он. Как объяснил Малькольм: «Все эти эмоции и отразились на нашей игре».

Последняя записанная песня стала и последней песней в альбоме. Малькольм и Ангус сочинили её всего за пятнадцать минут. Это было медленное, чванливое буги-вуги, которое они назвали Rock And Roll Ain’t Noise Pollution.

Так и родилась легенда, и Back In Black был закончен — за исключением одной детали. В мае, во время сведения альбома в студии Electric Lady в Нью-Йорке, у Малькольма, «когда он отливал» вспыхнуло вдохновение. Он решил, что в начале Hells Bells не хватает драматизма, звона колоколов. Вскоре инженер Тони Платт (Tony Platt) был отправлен через всю Атлантику для записи колокола в старой английской церкви в Лафборо. Отправлен, чтобы в итоге обнаружить невозможность заполучить чистый звук, так как голуби на колокольне с шумом разлетались каждый раз, когда звенел колокол. В результате Платт купил изготовленный на заказ колокол на специализированном литейном заводе в Лестершире.

Таким образом, наконец, работа была закончена.

Признание критиков

Когда Малкольм вернулся из Нью-Йорка с готовым альбомом, его брат уже знал, что у них всё получится. Как после вспоминал Ангус: «Когда я впервые услышал запись во всей мощи, я подумал: «Чёрт возьми, это магия!»

Но возник спор по поводу обложки альбома. В Atlantic Records считали, что чёрный дизайн плохо отразится на продажах, но группа не уступила. Чёрная обложка была в память о Боне. От этого невозможно было отказаться.

Back In Black вышел 21 июля 1980 года — через пять месяцев и один день после смерти Бона Скотта. Дэвид Фрике (David Fricke) из журнала Rolling Stone объявил альбом шедевром и вехой в роке.

«Back in Black — это не только лучший из шести американских альбомов AC/DC, — написал Фрике. — Это вершина искусства хэви-метала: первая пластинка со времен Led Zeppelin II, в которой есть и кровь, и пот, и высокомерие этого жанра. Другими словами, Back In Black чертовски впечатляет».

В Великобритании в журнале Record Mirror выпущена рецензия критика Робина Смита (Robin Smith) под заголовком «Сила восстановлена». Робин говорил: «Воскресение начинается здесь. Брайан идеален, поскольку он обладает почти сверхъестественным чутьем на песни группы».

Back In Black сразу же стал хитом. Через две недели после выпуска альбом занял первое место в Великобритании.

Первый сингл You Shook Me All Night Long вошел в топ-40 в Великобритании и США и в десятку лучших в Австралии. К началу октября, когда группа завершила тур по Северной Америке, альбом стал платиновым в США, начиная своё пребывание в первой десятке Billboard длиной в невероятные 13 месяцев. В какой-то момент он продавался по 10 000 копий в день.

Их наследие

Брайан Джонсон очень волновался перед своим первым концертом с группой в Бельгии, за месяц до выхода альбома. По словам Ангуса, «Он засирал сам себя!» Но его страхи испарились, когда он увидел в зале баннер: «R. I. P. Бон Скотт, удачи, Брайан». «Это очень меня воодушевило», — сказал Брайан.

Но самая крупная награда ждала его после, в то время, когда AC/DC уже вернулись домой в Австралию в конце тура Back In Black в феврале 1981 года. После их концерта в Сиднее мать Бона Скотта Иса сказала Брайану: «Наш Бон гордился бы тобой, сынок».

И спустя 40 лет Back In Black по-прежнему остается эталоном хард-рока. Как сказал Том Морелло (Tom Morello), гитарист Rage Against The Machine: «Не имеет значения, насколько хорош новейший рок, Back In Black надерет ему задницу».

Альбом, созданный AC/DC после трагедии, настолько близок к идеалу, насколько вообще может быть близок любой рок-альбом: десять треков зажигательного рок-н-ролла, каждый из которых великолепен. Таким образом, во время своего дебюта Брайан Джонсон продемонстрировал главное выступление всей своей жизни. Аккомпанемент Фила Радда и басиста Клиффа Уильямса (Cliff Williams) был лучшим: никаких выкрутасов, никакой причудливой шелухи, всё просто и доступно. И в самом сердце — гитарная мощь Малькольма и Ангуса Янга: Малькольма, мастера риффов, который владеет Gretsch, а заодно и всеми знаниями о ритме, и Ангуса со своим Gibson SG, который обыгрывает Малькольма и сочиняет одно убийственное соло за другим.

Последствия

В 1980 году Back In Black стал триумфом не только для Брайана Джонсона и AC/DC, но и для всей рок-музыки. Как вспоминал Том Морелло: «Был расцвет диско, панка и новой волны, и вместе с ними появился альбом AC/DC, который просто всех уничтожил. Он вернул хард-рок музыку на трон, где ей самое место!»

Как заметил Слэш: «Back In Black спас рок-н-ролл! Это была определяющая рок-запись, которая пришлась на период наибольшего затишья в рок-музыке. Это был просто взрыв!» Слэшу было всего пятнадцать, когда он впервые услышал Back In Black, и этот альбом сильно повлиял на него: «AC/DC всегда были великой группой, тотально искренней. Но самое потрясающее во всём этом то, что Back In Black — это просто отличная новая запись от всё тех же AC/DC. Нам всем не хватало Бона, но мы отпустили его и в то же время поприветствовали и обняли Брайана».

В 1978 году Ник Кент (Nick Kent), автор в NME, описал альбом Thin Lizzy Live And Dangerous как «альбом, созданный героями». Но, по правде говоря, это больше походит для Back In Black. Как однажды сказал Малькольм Янг о музыке AC/DC, на которую Чак Берри (Chuck Berry) оказал очень важное влияние: «Это просто громкий рок-н-ролл, похожий на быстрый секс!» (прим. труднопереводимый сленг, дословно: «бац, бац, спасибо, мэм!», который обозначает грубый и быстрый секс без чувств).

Но кое-что ещё было в Back In Black, что-то более глубокое, и именно Малькольм, опять же, охарактеризовал это наиболее чётко.

«Это то, что мы и имели в виду, — сказал он. — Это реальное, то, что исходит из глубины нас. Именно так и был создан этот альбом — в результате всего, через что мы прошли. И все наши эмоции теперь — на этой записи. Навсегда».

А что думаешь ты?
Отлично
100%
Неплохо
0%
Сойдет
0%
Что?
0%
Это печально
0%
Просто ужас!
0%
Подробнее об авторе
Джонни, Редакция Rock Stories

Оставить комментарий