Fleetwood Mac
Fleetwood Mac
February 4, 1976 (US)
Fleetwood Mac, Keith Olsen
Reprise
46 (UK Singles Chart)
11 (US Billboard Hot 100)
Вполне логично, что сольная песня Стиви Никс была создана под влиянием древней магии. Гадание по библии, мистическая практика, относящаяся к 1700-м годам, утверждает, что если взять книгу и открыть наугад любую страницу, то первое слово или предложение, которое вы увидите, станет пророчеством. Но книга, которую Никс открыла в 1974 году — та, что в конечном итоге помогла ей стать суперзвездой — точно не обещала чуда.
«Это была обычная маленькая книжка в мягкой обложке, которую я увидела в чьём-то доме, где она лежала на диване», — говорит Никс более 40 лет спустя. «Она называлась „Триада“ [написала её Мэри Лидер], и в ней рассказывалось о девушке, которой овладел дух по имени Рианнон. Я прочитала книгу, но больше всего меня захватило её название, и я подумала: „Мне нужно что-то написать об этом“. Поэтому я села за рояль и начала сочинять песню о женщине, которая была связана с птицами и с магией».
«Я до сих пор храню ленточную кассету, на которую впервые её записала, — продолжает она. «Вошёл Линдси [Букингем, музыкальный, а затем романтический партнер Никс], и я сказала: „Мы должны пойти в парк и записать пение птиц на рассвете“. А он посмотрел на меня как на сумашедшую. И я сказала: „Тебе не кажется, что Рианнон — красивое имя?“ Он ответил: „Да, действительно красивое“.
Поскольку песня изначально была колдовской, со временем она проявила своё глубокое значение. Я случайно узнала уже после того, как написала песню, что на самом деле Рианнон была богиней коней и создательницей птиц», — объясняет Никс. «Три ее птицы начинали петь, когда где-нибудь разгоралась война, и Реаннон сразу же седлала лошадь. Всё это есть в валлийском переводе The Mabinogion, местной мифологической книги. Когда Рианнон приходит, ты сначала теряешь сознание, потом приходишь в себя, и опасность исчезает, и ты видишь, как улетают три птицы, и слышишь короткую песню. Это была, по сути, песня Рианнон. Я понятия не имела о чём-то подобном».
Проблемы Никс осенью 1974 года были более приземлёнными. Работая официанткой, она жила вместе с Букингемом и писала для своего партнёра самый незаметный дебютный альбом этой пары, Buckingham-Nicks , а также пыталась с оптимизмом смотреть в будущее. Тем временем их продюсер Кейт Ольсен встретился с барабанщиком Fleetwood Mac Миком Флитвудом, который искал замену гитаристу Бобу Уэлшу. Олсен сыграл Флитвуду несколько треков Buckingham-Nicks. Флитвуд был впечатлен. Хотя он изначально хотел взять Букингема, а Ольсена сделать продюсером, Линдси настояла на том, чтобы это была пакетная сделка с участием Стиви.
«Кто знает?» — говорит она сегодня. «Возможно, если бы этого не случилось, я бы вернулась в школу и не сделала музыкальную карьеру».
Присоединившись к остальной части Fleetwood Mac в Sound City Studios в Лос-Анджелесе, пара нервничала и особенно волновалась по поводу того, какую роль они будут играть в группе. О той волшебной минуте, когда они впервые сыграли вместе с Кристин МакВи, Мик Флитвуд позже сказал, что у него было «ощущение абсолютной правильности» звучания вокала. «Казалось, сам Мерлин не смог бы придумать более совершенное заклинание».
И это заклинание превратилось в Rhiannon. С гитарной партией Бакингема, необычайно агрессивным грувом Флитвуда и басиста Джона Мак Ви, а также с лёгким фоновым вокалом, необработанное фортепианное демо Никс ожило самым волшебным образом.
«Вот что делает и всегда делала эта группа», — говорит она, — «берет скелет песни и облекает его в плоть. Они сумели подобрать нужную плоть для моего маленького скелетика».
Одноимённый альбом (также известный как White Album), который содержит самую успешную и долговечную версию Fleetwood Mac, был выпущен в июле 1975 года. Выбранная в качестве второго сингла, Rhiannon была No.11 в США, но не смогла пробиться в Великобритании (где она была выпущена два года спустя и стала № 46).
Но значение песни вышло далеко за пределы чартов. Она быстро стала живой витриной для Никс и краеугольным камнем для имиджа и мифологии группы. Кружась по сцене с шифоновыми шарфами и выбивающимися из-под шляпы светлыми волосами, Никс подталкивала песню к шести минутам, впадая в неистовство в финальной части («Мечты овладевают вами / Любовь — состояние души»), на что Флитвуд сказал: «это выглядело как изгнание нечистой силы».
«Rhiannon — слишком сложная песня, чтобы петь её каждый вечер», — сказала Никс в 1976 году. «На сцене она действительно требует полной отдачи. Все, включая меня, просто выдыхаются к концу. И я так сильно выкладываюсь в этой песне, что почти падаю. В ней есть что-то, что трогает людей. Я не знаю, что это, но я действительно рада, что это происходит».
За годы, прошедшие с тех пор, Rhiannon спели практически все, начиная от Уэйлона Дженнингса до Тейлор Свифт и бесчисленных претендентов на American Idol. И она остаётся главным моментом в выступлениях воссоединившейся Mac в 2015 году. И на протяжении всего её пути Никс не перестаёт удивляться странной магии этого гадания на Библии.
«Несколько лет спустя кто-то прислал мне набор из четырёх книг, написанных женщиной по имени Евангелина Уолтон», — говорит она. «Она всю жизнь переводила „Мабиногион“ и историю Рианнон. Она жила в Тусконе. Я поехала туда в 1977 году, после того, как Rhiannon стала хитом. Её дом был полностью посвящён Рианнон. Она всю свою жизнь посвятила этой истории. Она никогда не была замужем. Она, по существу, почти стала Рианнон. И это было поразительно. Она слышала о нашей песне. Она рассказала мне о своей жизни и о том, как была очарована этим именем, так же, как я. Это особенно интересно, потому что её последняя книга вышла в 1974 году, как раз тогда, когда я писала Rhiannon. Выглядело так, будто её часть работы закончилась, а моя началась».